А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 
 
 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 
    • Эта группа расстройств отличается от других групп тем, что в нее включены расстройства, идентифицируемые не только на основе симптоматики и характера течения, но также на основе очевидности влияния одной или даже обеих причин: исключительно неблагоприятного события в жизни, вызвавшего острую стрессовую реакцию, или значительной перемены в жизни, ведущей к продолжительным неприятным обстоятельствам и обусловившей нарушения адаптации. Хотя менее тяжелый психосоциальный стресс (жизненные обстоятельства) может ускорить начало или способствовать проявлению широкого спектра расстройств, представленных в этом классе заболеваний, его этиологическая значимость не всегда ясна, и в каждом случае будет признаваться зависимость от индивида, часто от его сверхчувствительности и уязвимости (т. е. жизненные события не являются обязательными или достаточными, чтобы объяснить возникновение и форму расстройства). Расстройства, собранные в этой рубрике, напротив, всегда рассматриваются как непосредственное следствие острого тяжелого стресса или продолжительного травмирования. Стрессовые события или продолжительные неприятные обстоятельства являются первичным или преобладающим причинным фактором и расстройство не могло бы возникнуть без их влияния. Таким образом, расстройства, классифицированные в этой рубрике, могут рассматриваться как извращенные приспосо-бительные реакции на тяжелый или продолжительный стресс, при этом они мешают успешно справиться со стрессом и, следовательно, ведут к проблемам социального функционирования.

    • Общепринятыми положениями, на основе которых выделяются диссоциативные, или конверсионные, расстройства, являются полная или частичная потеря нормальной интеграции между памятью на прошлые события, способностью осознавать себя как личность и непосредственными ощущениями и способностью управлять движениями тела. Все виды диссоциативных расстройств имеют тенденцию к исчезновению через несколько недель или месяцев, особенно если их возникновение связано с каким-либо травмирующим событием в жизни. Многие хронические расстройства, особенно параличи и потеря чувствительности, могут развиться на основе существования неразрешимых проблем и межличностных сложностей. Эти расстройства ранее преимущественно классифицировались как различные виды "конверсионной истерии". Считается, что они имеют психогенную этиологию, поскольку по времени возникновения тесно связаны с травмирующими событиями, неразрешимыми и невыносимыми проблемами или нарушенными взаимоотношениями. Симптомы часто соответствуют представлению больного о том, как должно было бы проявляться психическое заболевание. Медицинский осмотр и обследование не выявляют каких-либо явных физических или неврологических нарушений. Кроме того, совершенно очевидно, что потеря функции является выражением эмоционального конфликта или потребностей. Симптомы могут развиваться в тесной связи с психологическим стрессом и часто проявляются внезапно. В эту рубрику включены только расстройства физических функций, в норме произвольно контролирующихся, и потеря чувствительности. Расстройства, включающие болевые ощущения и комплекс других физических ощущений, опосредованных через вегетативную нервную систему, классифицированы в рубрике психосоматических нарушений (F45.0). Всегда следует помнить о возможности развития в дальнейшем серьезных физических или психических расстройств. Включено: истерический психоз истерия конверсионная: • истерия • реакция

    • Главной особенностью является повторное предъявление соматической симптоматики одновременно с настойчивыми требованиями медицинских обследований, несмотря на повторные отрицательные их результаты и заверения врачей, что симптомы не имеют соматической природы. Если у больного имеются какие-либо соматические заболевания, они не объясняют природы и степени выраженности симптомов или страдания и жалоб пациента.

    • Во многих случаях нарушение сна является одним из симптомов других расстройств-психических или соматических. Являются ли нарушения сна у данного пациента самостоятельным состоянием или просто одним из симптомов другого нарушения, классифицированного в рубриках этого или любого другого класса, следует определять на основе клинической картины и течения расстройства, а также с учетом терапевтических заключений у приоритетов, установленных во время консультации. Как правило, если расстройство сна является одним из главных недугов и воспринимается как болезненное состояние само по себе, данный код следует использовать вместе с другими кодами диагнозов психопатологических и патофизиологических расстройств, имеющихся в данном случае. Эта рубрика включает только те нарушения сна, при которых ведущими этиологическими факторами являются эмоциональные причины и которые не имеют в своей основе идентифицированных в каких-либо рубриках физических нарушений.

    • Сексуальная дисфункция охватывает различные состояния, в силу которых индивид неспособен вступать в сексуальную связь, как бы он того ни желал. Половая реакция является психосоматическим процессом, и обычно и психологический, и соматический процессы причастны к сексуальной дисфункции.

    • Эта рубрика включает только психические расстройства, связанные с послеродовым периодом (возникшие в течение 6 недель после родов), которые не соответствуют критериям, применяемым к расстройствам, классифицированным в каких-либо других рубриках этого класса; это объясняется либо недостаточностью доступной информации, либо тем, что присутствуют дополнительные клинические проявления, что делает неуместной классификацию этих расстройств в каких-либо других рубриках.

    • Эту рубрику следует использовать для кодирования имеющихся психологических и поведенческих факторов, рассматривающихся как основная этиологическая причина соматических расстройств, которые могут быть отнесены к другим классам болезней. Эти проистекающие психические нарушения обычно слабо выражены и часто устойчивы (например, волнение, эмоциональный конфликт, мрачные предчувствия) и сами по себе не позволяют использовать какую-либо другую рубрику этого класса. Психологические факторы, влияющие на физическое состояние Примерами использования этой рубрики могут служить: • астма F54 и J45.– • дерматит F54 и L23-L25 • язва желудка F54 и К25.– • слизистый колит F54 и К58.– • язвенный колит F54 и К51.– • крапивница F54 и L50.– При необходимости идентифицировать связанное соматическое нарушение используют дополнительный код. Исключено: головная боль напряженного типа (G44.2)

    • Может использоваться широкий спектр медикаментов и народных средств, но особую важность представляют: а) психотропные средства, не приводящие к возникновению зависимости, такие, как антидепрессанты; б) слабительные средства и в) обезболивающие средства, которые могут употребляться без назначения врача (например, аспирин и парацетамол). Постоянное использование этих препаратов часто приводит к ненужным контактам с врачами и другим медицинским персоналом и иногда сопровождается развитием побочных реакций на эти вещества. Попытки разубедить в целесообразности приема этих препаратов или запретить их употребление часто вызывают сопротивление в отношении приема слабительных и обезболивающих средств. Такое сопротивление может иметь место, несмотря на предостережение о возможности (или даже развитии) побочных реакций типа почечной дисфункции или нарушений электролитного баланса. Хотя обычно очевидно, что у пациента имеется выраженная мотивация к приему вещества, симптомы зависимости или абстиненции (классифицированные в рубриках F10-F19), как при использовании психоактивных веществ, не развиваются. Злоупотребление: • антацидными средствами • травами и средствами народной медицины • стероидными или другими гормонами • витаминами Увлечение слабительными средствами Исключено: злоупотребление психоактивными веществами (F10-F19)

    • В эту рубрику отнесены тяжелые расстройства личности и выраженные отклонения в поведении индивида, не являющиеся прямым следствием заболевания, повреждения или другого острого поражения головного мозга либо других психических нарушений. Обычно эти расстройства охватывают несколько сфер личности; почти всегда они тесно связаны с выраженными личными страданиями и социальным распадом. Эти расстройства обычно проявляются в детстве или подростковом возрасте и продолжаются в течение дальнейшей жизни.

    • Эта рубрика предназначена для расстройств личности, которые часто причиняют беспокойство, но не проявляют специфической картины симптомов, характеризующих расстройства, классифицированные в рубрике F60.–, поэтому нередко их труднее диагностировать, чем расстройства, кодируемые в рубрике F60-. Примерами являются: • смешанные расстройства личности с чертами некоторых расстройств, классифицированных в рубрике F60.–, но без доминирующего комплекса симптомов, позволяющего поставить более специфичный диагноз; • причиняющие беспокойство изменения личности, не классифицированные в рубриках F60.– или F62.– и рассматривающиеся как вторичные по отношению к основному диагнозу имеющегося аффективного или тревожного расстройства. Исключено: акцентуированные личностные черты (Z73.1)

    • Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, которые возникли у человека, не имевшего в прошлом расстройств личности, пережившего катастрофу или чрезмерно длительный стресс, или перенесшего тяжелое психическое заболевание. Диагнозы этой рубрики следует ставить только тогда, когда очевидно наличие определенных и продолжительных изменений в личной модели восприятия, отношения и мыслей относительно окружающей обстановки и лично себя. Изменение личности должно быть значительным и должно ассоциироваться с негибким, не соответствующим нормам поведением, не отмечавшимся ранее. Изменение не должно быть непосредственным проявлением имеющегося другого психического расстройства или остаточным симптомом какого-либо предшествующего психического заболевания.

    • Эта рубрика включает некоторые расстройства поведения, которые не классифицируются в других рубриках. Эти расстройства характеризуются повторными действиями, которые не имеют ясно выраженной рациональной мотивации, не могут контролироваться и обычно наносят вред самому больному и окружающим. Пациент говорит, что его поведение связано с влечением к действию. Причина этих расстройств не установлена, и они сгруппированы вместе на основе ярко выраженной тождественности в их описании, а не из-за наличия у них каких-либо известных других важных общих особенностей.

    • Примечание: сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство.

    • Для идентификации степени умственной недостаточности рубрики употребляются со следующим четвертым знаком: .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения .8 Другое нарушение поведения .9 Без указаний на нарушение поведения При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код. Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество. Включено: слабо выраженная умственная субнормальность слабоумие

    • Для идентификации степени умственной недостаточности рубрики употребляются со следующим четвертым знаком: .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения .8 Другое нарушение поведения .9 Без указаний на нарушение поведения При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код. Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе. Включено: умственная субнормальность средней тяжести

    • Для идентификации степени умственной недостаточности рубрики употребляются со следующим четвертым знаком: .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения .8 Другое нарушение поведения .9 Без указаний на нарушение поведения При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код. Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки. Включено: резко выраженная умственная субнормальность

    • Для идентификации степени умственной недостаточности рубрики употребляются со следующим четвертым знаком: .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения .8 Другое нарушение поведения .9 Без указаний на нарушение поведения При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код. Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность. Включено: глубокая умственная субнормальность

    • Для идентификации степени умственной недостаточности рубрики употребляются со следующим четвертым знаком: .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения .8 Другое нарушение поведения .9 Без указаний на нарушение поведения При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

    • Для идентификации степени умственной недостаточности рубрики употребляются со следующим четвертым знаком: .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения .8 Другое нарушение поведения .9 Без указаний на нарушение поведения При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код. Включено: умственная: • недостаточность БДУ • субнормальность БДУ

    • Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

    • Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.

    • Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации. Синдром неуклюжего ребенка Связанное(ая) с развитием: • нарушение координации • диспраксия

    • В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.–; F81.– и F82.