А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 
 
 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 
Все о детских страхах15.05.2012

Каждый из нас периодически испытывает страх от банальной боязни темноты или от серьезных фобий, таких как клаустрофобия,  мизофобия и т.д. А, что мы знаем о детских страхах?
 
Мне сразу на ум приходят страхи, которые мы с Вами сами переживали в детстве (дядя Степа придет, баба Яга украдет, волк укусит за бочок и т.п.) или которые мы видели  на телеэкране (монстры в шкафу, воры и т.п.).  
А что мы знаем, на самом деле, о том чего боится грудной ребенок? Чего боится 4-х летний ребенок? Вряд ли вспомните чего Вы боялись в этом возрасте…
Давайте попробуем со страхами разобраться.

Начнем с того, что все страхи делятся на 2 категории: врожденные и приобретенные.

К врожденным страхам можно отнести страх падения, страх громких звуков и т.п. К нашему с Вами сожалению, у грудничков инстинкт самосохранения почти не развит и если за ними не присматривать, то они могут упасть или повредить себе что-нибудь. Также лучше не смотреть фильмы ужасов или боевики рядом с кроваткой ребенка. Врожденные страхи остаются с нами на всю жизнь.

К приобретенным страхам можно отнести все страхи, которые произошли с ребенком в окружающей его среде. У одного это может быть боязнь собак, одна из которых его облаяла, у другого это может быть «волк, который укусит за бочок» из известного стишка, а третий может  бояться обычного клоуна. Приобретенные страхи проходят сами по себе или лечатся у врачей.
В отличие от врожденных страхов, приобретенные страхи делятся на 5 категорий: навязчивые, бредовые, недифференцированные бессодержательные страхи, ночные страхи и сверхценные.
 
Навязчивые страхи появляются при определенных ситуациях и обстоятельствах. К навязчивым страхам можно отнести: страх замкнутового пространства, страх высоты и т.п.  Для преодоления страха замкнутового пространства попробуйте с ребенком поиграть в прятки. Страх высоты можно преодолеть, организовав игру по прыжкам с дивана или любой другой возвышенной поверхности, которая прочно закреплена, а то страх может усилиться. Также можно попробовать с ребенком пойти в лес, где много горок и холмов. Покажите красоту того, чего он боится.  Встречаются при неврозах, органических заболеваниях головного мозга, шизофрении.

Бредовые страхи носят опасный характер, связанный со скрытой угрозой у ребенка, как от живых существ, так и от неодушевленных объектов и явлений. Данные страхи сопровождаются постоянной тревогой, настороженностью, подозрительностью к окружающим, боязливостью, стремлением усматривать какую-то опасность в их действиях. Этим страхам свойственно определенное постоянство, временами они значительно усиливаются, сопровождаясь беспокойством и соматовегетативными проявлениями (сердцебиение, побледнение или покраснение кожных покровов, отсутствие аппетита, бессонница, общее недомогание и т. д.). Дети младшего возраста боятся одиночества, теней, ветра, шума воды, разнообразных обыденных предметов (водопроводных кранов, электрических ламп), любых работающих машин и механизмов, персонажей из детских книг, незнакомых людей, сказок, телевизионных передач. Ко всем этим объектам и явлениям ребенок относится как к враждебным, угрожающим его благополучию, таящим в себе какую-то опасность. Данные страхи необходимо как можно раньше рассмотреть у ребенка, т.к.  это может привести к неизлечимым последствиям. Лечение данных страхов только при участии психолога. К ним относятся боязнь ребенка к несуществующей угрозе в длительном периоде (кто-то хочет его убить, отравить, съесть). Встречаются при шизофрении, реже - как эпизоды при экзогенно-органических заболеваниях головного мозга и психогенных расстройствах.

Недифференцированные бессодержательные страхи – разнообразные, беспредметные страхи без постоянного повторения. Отмечаются при диэнцефальных кризах.

Ночные страхи  возникают при пробуждении во время ночного сна в просоночном суженном сознании, при этом дети в испуге, кричат, дрожат, что-то отгоняют от себя, на лице у них  выражение ужаса, страха. Обычно утром наблюдается амнезия – дети ничего о приступах ночного страха не помнят. Встречаются в рамках психогенных расстройств, неврозоподобных состояний различного генеза.
 
Сверхценные страхи появляются у ребенка с убежденностью в их обоснованности или реальности. Характеризуются выраженностью и силой аффекта страха, отсутствием даже попыток его преодоления. В дошкольном возрасте преобладают страхи животных (например, собак), персонажей фильмов, сказок (домовых, ведьм) или образов, придуманных взрослыми с целью «воспитательного запугивания». Для детей раннего школьного возраста более характерны страхи темноты, одиночества, разлуки с родными, страх за их жизнь и здоровье, боязнь школы.  Данные страхи, в отличии от бредовых страхов подаются коррекции и могут проходит с возрастом.   Чтобы помочь Вашему ребенку необходимо серьезно отнестись к его страхам и постараться перевести все в игру или подменить понятия (при разлуках говорить ребенку, что пошли в магазин, а при стуках у соседей говорить, что там прыгают дети и самим с ним попрыгать). Главное не давить на ребенка и не отмахиваться, иначе ребенок может замкнуться и страхи перейдут в бредовые.  Встречаются в рамках невротических расстройств, реже - при шизофрении.
 
Основные страхи детей в зависимости от возраста:
 
Возраст: 0 – 6 месяцев; возрастные страхи: любой неожиданный громкий звук; общая потеря поддержки, быстрые движения со стороны другого человека, падение предметов.

Возраст 7 – 12 месяцев; возрастные страхи: любые незнакомые люди, смена обстановки, громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.), одевание одежды и раздевание, высота, беспомощность перед неожиданной ситуацией.

Возраст 1 – 2 года; возрастные страхи: громкие звуки, любые незнакомые люди, отверстие стока ванны, разлука с родителями, засыпание и пробуждение, сновидения, потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями, страх травмы.

Возраст 2 – 2,5 года; возрастные страхи: разлука с родителями, отвержение с их стороны, ударные звуки, ночные кошмары, изменение в окружающей обстановке, незнакомые, ровесники, природные стихии (гром, молния, град и др.).

Возраст 2 – 3 года; возрастные страхи: большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.), неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника), исчезновение или передвижение внешних объектов.

Возраст 3 – 5 лет; возрастные страхи: смерть (дети осознают конечность жизни), страшные сны, нападение бандитов, огонь и пожар, болезнь и операция, природные стихии, ядовитые змеи, смерть близких родственников.

Возраст 6 – 7 лет; возрастные страхи: зловещие существа (ведьма, призраки, и др.), потеря родителей или страх потеряться самому, чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.), школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка), физическое насилие.

Возраст 7 – 8 лет; возрастные страхи, темные места (чердак, подвал, и др.), реальные катастрофы, утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.), опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни, физическое наказание и непринятие в школе.

Возраст 8 – 9 лет; возрастные страхи: неудачи в школе или игре, собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими, ссора с родителями, их потеря, физическое насилие.

Возраст 9 – 11 лет; возрастные страхи: неудачи в школе или спорте, отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.), высота, заболевания, ощущение верчения (некоторые карусели), зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)

Возраст 11 – 16 лет; возрастные страхи: неуспех, собственные странные поступки, недовольство своей внешностью, сильное заболевание или смерть, собственная привлекательность, ситуация демонстрации собственной глупости, сексуальное насилие,  критика со стороны взрослых, потеря личных вещей. 
 
Что надо делать, чтобы минимизировать страхи у ребенка?
 
В первую очередь относится к его страхам серьезно, какими бы глупыми они не казались. Пусть он понимает, что Вы можете ему помочь со страхами и что рядом с Вами он в безопасности.

Пробуйте «маленькими шашками» перебороть его страхи: при боязни темноты поиграть в жмурки, при неудачах добиться успеха, начиная с самого простого и легкого и т.д.

Тут главное первые победы, дальше ребенок сможет справиться со своими страхами уже без Вас. 

Помните! Ни в коем случае не рассказывайте страшные историй перед сном и не пугайте «дядями» и бабой Ягой.
              
Напоследок:

Наблюдайте за своим ребенком, и при необходимости убирайте их,  т.к. пустяковые страхи со временем могут перерасти в тяжелые фобии, которые не смогут вылечить психологи.

Также не стоит зацикливаться на детских страхах, т.к. 90% детских страхов так и остаются «детскими».